Советский гений. Главные фильмы Андрея Тарковского, которые стоит посмотреть

Советский гений. Главные фильмы Андрея Тарковского, которые стоит посмотреть
15:00, 12 Мар.

Многим россиянам хорошо знакомо имя Андрея Тарковского, даже если они не фанаты его творчества. Но скандал с жёстко раскритиковавшим покойного коллегу Сариком Андреасяном всколыхнул даже тех, кто не видел или видел всего пару фильмов советского режиссёра.

Может, Тарковский и устарел, но мы считаем, что у него ещё есть чему поучиться и киноделам, и зрителям. «Секрет» разобрал восемь главных фильмов, которые обеспечили ему бессмертие.Андрея Тарковского обоснованно считают гением и отечественные, и зарубежные коллеги.

Его называли «советским Феллини» (культовый итальянский режиссёр), его фильмы завоёвывали награды, а сам он умер на чужбине в статусе «невозвращенца» — так называли людей, которые сбегали за границу в эпоху «железного занавеса».

Но среди современных зрителей почитателей таланта Тарковского не так много: он был творцом независимого и не всем понятного кино для ценителей, готовых вдумчиво вникать в происходящее на экране.

На первый, неискушённый взгляд его фильмы сейчас выглядят безнадёжным «ретро» — именно на это указал режиссёр Сарик Андреасян во время своего нашумевшего выступления перед студентами. Вокруг чего сыр-бор: критика Тарковского от Сарика Андреасяна Сарик Андреасян — современный российский режиссёр, по коммерческим меркам довольно успешный.

Среди его работ такие фильмы и сериалы, как: - «Служебный роман. Наше время» (2011); - «Беременный» (2011); - «Тот ещё Карлосон» (2012); - «С Новым годом, мамы!» (2012); - сериал «Чикатило» (2021); - «Онегин» (2024) и др.

На 2025 год у него в работе более 20 проектов, в числе которых «Простоквашино», «Война и мир» и «Жизнь по вызову».

При этом многие его картины зрители восприняли неоднозначно (проще говоря, картины получили низкую оценку). В начале марта Сарика Андреасяна пригласили в московский киноколледж выступить перед студентами.

Там, отвечая на вопрос студентки об авторском кино, он крайне нелестно высказался об этом жанре и об Андрее Тарковском, восхищение которым якобы тащит киноиндустрию назад. «Ребята, если вы хотите быть бедными всю жизнь, я не против, снимайте авторское кино.

Мне не интересно маргинальное кино, что ты от меня хочешь, зачем ты меня заставляешь смотреть эту лажу? Я ненавижу Тарковского. Тарковский — это ужасно! Я ненавижу авторское кино, Тарковский — это плохо.

Если вы позвали меня обсуждать это, я это обсуждать не готов. Это деградирующий кинематограф, он остался 60 лет назад, забыли это. Хотите говорить про сегодня — давайте. Если вы хотите быть нищими, кончеными, блюющими кинематографистами, идите на *** (на фиг).

Я этим занимаюсь 20 лет. Думаете, я не смотрел чепуху, о которой вы мне тут рассказываете? Это моя жизнь и мой выбор». После этого эмоционального спича и короткой перепалки со студентами Сарик оделся и покинул собственную лекцию досрочно.

Случившееся быстро стало достоянием общественности: кто-то из студентов снял происходящее на видео. В ответ на возмущение аудитории, посчитавшей критику покойного мэтра от Андреасяна предельно некорректной, постановщик разразился записью в своём канале, где назвал Тарковского диссидентом и предателем Родины и отказался извиняться за своё мнение о нём.

Также он заявил, что такие школы «воспитывают либералов, которые ненавидят свою страну».

Правда, после он всё-таки принёс извинения за свой тон в перепалке, но потребовал ответных извинений от руководства колледжа и учащихся, которые сорвали его лекцию своим «издевательствами».

Студенты, впрочем, не считают, что поступили неправильно. Они и их семьи возмущены поведением Андреасяна. «Это очень несправедливо — приходить к нам в колледж и рассказывать о том, какие мы плохие студенты, о том, что мы ничего не добьёмся .

И человек, который снимает такое, говорит нам что-то про авторское кино, говорит про Тарковского, про Хичкока», — говорит один из студентов. «Сарик пришёл не просто в молодёжную компанию, он пришёл в профильный киноколледж, к своим будущим коллегам.

На что рассчитывал, когда стал критиковать великие имена?» — поддержали юных киноделов их родственники. Некоторые общественники тоже не оценили критику Тарковского со стороны Андреасяна.

Его сравнили с «моськой, лающей на слона», а депутат Госдумы Дмитрий Гусев даже призвал прекратить спонсировать его фильмы за счёт государства. «За 10 лет режиссёр, который "ненавидит Тарковского", получил 590 млн рублей государственной поддержки на свои фильмы.

Но зрители их, мягко говоря, не оценили», — заявил Гусев. По его словам, он уже отправил соответствующий запрос в Минкульт. Вступились за Тарковского и его коллеги. Режиссёр Алексей Герман — младший опроверг слова о якобы «предательстве родины» и заявил, что его эмиграция была вынужденной и связанной со сложностями фильмопроизводства в СССР, а слова Андреасяна — просто глупость и проявление «культуры доносов».

«Тарковский на самом деле никогда не был никаким предателем родины.

Действительно, последние картины он снимал не в России, но у него в России не всегда было просто с фильмопроизводством, это правда. Достаточно читать книжки», — объяснил Герман-младший.

Независимое кино, авторское кино, инди-кино всегда было сложным жанром. Редкие картины могут похвастаться одновременно и коммерческим успехом, и признанием профильных гильдий и кинофестивалей.

Хотя некоторым это удалось — вспомнить хотя бы «Анору» (2024), которая получила 5 «Оскаров» и собрала неплохую кассу в прокате. Плотников В./ТАСС Но Тарковский, возможно, стоит особняком даже среди артхауса. Советским режиссёрам редко удавалось добиться такого всемирного признания, какое было у него ещё при жизни.

Его фильмы повлияли на мировой кинематограф и стали образцом не только для российских, но и для западных режиссёров. И если вы не смотрели все фильмы советского мэтра, но хотите расширить свой кругозор и самостоятельно решить, кто прав в этом споре: Сарик или почитатели Тарковского, рекомендуем ознакомиться с ними в таком порядке: «Солярис» (1972) Жанр: драма, фантастика В ролях: Донатас Банионис, Наталья Бондарчук СолярисМосфильм Не самый ранний фильм Тарковского, однако он идеален для того, чтобы распробовать его неповторимый авторский стиль, увидеть ключевые приёмы (тягучесть повествования, статичные кадры, внимание к, казалось бы, мелочам, которые становятся важным символьным рядом) и при этом насладиться полноценным научно-фантастическим игровым кино.

Фильм снят по одноимённой повести Станислава Лема, однако сильно переосмыслен режиссёром.

Сюжет.

В мире неопределённого будущего человечество открывает для себя космос.

На таинственной планете, которую исследует одна из космических групп учёных, наука заходит в тупик: люди сталкиваются с необъяснимыми явлениями и начинают подозревать первый контакт с инопланетным разумом, который, возможно, заключён в самом океане, покрывающем эту планету.

Главный герой, психолог Крис Кельвин, отправляется на орбитальную научную станцию «Солярис», чтобы исследовать этот «разум» и принять решение о возможном контакте.

Но там, оказавшись в компании трёх учёных, измученных своим пребыванием на этой станции, он обнаруживает, что к людям здесь приходят неведомые «гости», принимающие облик их самых постыдных и мучительных воспоминаний, людей, перед которыми они чувствуют себя виноватыми.

Поначалу Крис не верит в это, пока к нему самому не приходит его покойная жена Хари.

Почему стоит смотреть. То, что для СССР было научной фантастикой, сейчас смотрится как качественный ретро-футуризм под музыку Баха и талантливого электронщика Эдуарда Артемьева. Но фокус тут вовсе не на фантастической составляющей, а на вопросах нравственных: поспевает ли этическое развитие человечества за его научным прогрессом? ## «Иваново детство» (1962) Жанр: военная драма В ролях: Николай Бурляев, Владимир Зубков, Евгений Жариков, Николай Гринько, Валентина Малявина Иваново детствоМосфильм Чёрно-белая лента поднимает сложную и до сих пор болезненную тему Второй мировой войны и тех потерь и шрамов, что она оставила в каждой советской семье.

Снятая по повести Владимира Богомолова «Иван», она стала первым полнометражным фильмом Тарковского и принесла ему международное признание, в том числе «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.

Сюжет Лента повествует о мальчике Ване, детство которого закончилось в тот день, когда он узнал, что фашисты убили всю его семью.

Иван пылает ненавистью и, несмотря на юный возраст, решает пойди добровольцем в разведку, чтобы отомстить за родных и других жертв немецких захватчиков.

Его дальнейшую судьбу предопределяет война.

Вся картина построена как набор снов, воспоминаний и диалогов, случайных встреч, во время которых мы узнаём о судьбе Ивана. Несмотря на нелинейное повествование и скачки во времени, она выстраивает цельный образ главного героя и истории его жизни.

Почему стоит смотреть Наряду с другими военными драмами 1950–1960-х «Иваново детство» изменило сам подход к изображению войны. На первый план вышла личность человека и как она преображается в условиях тягот и потерь.

Ну а киноманы оценят в картине эстетичность операторской работы и фирменные «тягучие кадры» Тарковского. «Каток и скрипка» (1961) Жанр: детский, короткометражный, драма В ролях: Игорь Фомченко, Владимир Заманский Каток и скрипкаМосфильм А теперь перенесёмся назад во времени и посмотрим дебютный фильм Тарковского «Каток и скрипка», снятый под впечатлением от ленты Альбера Ламориса «Красный шар».

Самое то, чтобы сгладить тяжёлые впечатления от «Иванова детства» и увидеть другую сторону Тарковского — сентиментальную, добрую и преисполненную надеждой на лучшее в людях.

Сюжет Фильм рассказывает историю дружбы молодого рабочего и юного музыканта.

Семилетний скрипач Саша своим интеллигентным видом и новеньким опрятным костюмом постоянно вызывает насмешки и придирки местной пролетарской детворы, считающей его чистоплюем, буржуем и белой вороной. Но однажды за Сашу вступается молодой рабочий Сергей, водитель асфальтового катка.

Это случайное знакомство двух совершенно непохожих людей из разных миров и разного возраста становится началом искренней и тёплой дружбы. Мальчик понимает цену труда и хлеба, а рабочий — цену искусства.

В этом фильме Тарковский только нащупывает свой неповторимый стиль, но какие-то приёмы уже узнаются. Например, бликам на зеркалах в витрине или шумному летнему дождю, разгоняющему героев с улицы, в кадре уделено не меньшее внимание, чем сюжетным перипетиям.

В этом фильме показывается прежде всего действие: за всю короткометражку герои произносят всего 35 фраз. Почему стоит смотреть Чтобы оценить радость оператора и режиссёра от работы с цветом, который в этом фильме играет важную визуальную роль.

Ради хорошей ностальгии по детству с его непосредственностью и быстрым забыванием обид. Ну и ради атмосферы дворов старой Москвы, которую теперь иначе чем на экране и не увидишь.

«Андрей Рублёв» (1966) Жанр: драма, исторический, биография, путешествие В ролях: Анатолий Солоницын, Иван Лапиков, Николай Гринько, Николай Сергеев, Ирина Тарковская, Николай Бурляев, Юрий Назаров, Юрий Никулин, Ролан Быков, Николай Граббе Андрей РублёвМосфильм, Columbia Pictures Если первые фильмы Тарковского сделали ему репутацию в киноиндустрии, то «Андрей Рублёв», замысел которого он вынашивал с института, дал ему статус культового режиссёра.

И это несмотря на то, что долгие годы картина была запрещена к показу в СССР и лежала на полке.

Фильм повествует о жизни великого русского живописца и иконописца Андрея Рублёва (автора знаменитой «Троицы»).

Хотя это не документальное, а игровое кино, Тарковский очень тщательно воссоздаёт атмосферу Руси XV века, какой мы её знаем из исторических памятников. И эта Русь совсем не лубочная. Здесь одним из важных приёмов Тарковского становятся ракурсы .

В самом начале, в прологе, простой деревенский мужик сооружает летательный аппарат и поднимается высоко в воздух. Мы как бы его глазами видим храм Покрова на Нерли и земли вокруг него с высоты птичьего полёта — так, как современники Рублёва смотреть не могли физически.

Такой «божественный» взгляд сверху вниз сопровождает весь фильм, как бы поднимая над средневековой тьмой и давая возможность увидеть то, что когда-то считалось тайной.

Сюжет Молодой монах Андрей Рублёв вместе с другими братьями-монахами путешествует через российские пейзажи и деревни, держа путь в монастырь, стены которого им заказали расписать. В процессе путешествия Рублёв, долгое время провёдший в монастыре, ближе знакомится с жизнью русского народа и с горечью наблюдает свидетельства всё большего духовного упадка.

Это сильно влияет на него. Почему стоит смотреть Ради атмосферы средневековой Руси, ради лучшего понимания творчества и образа Андрея Рублёва и ради ощущения надежды, единения и божественной любви, которыми герой Тарковского пытается заместить страх перед Богом и Страшным судом.

«Зеркало» (1974) Жанр: драма, автобиография В ролях: Маргарита Терехова, Олег Янковский, Иннокентий Смоктуновский, Филипп Янковский, Николай Гринько, Андрей Тарковский ЗеркалоМосфильм Фильм становится своеобразным рефреном «Иванова детства» — здесь тоже события жизни главного героя, умирающего больного поэта Алексея, показаны через его отрывочные воспоминания и сны, переплетённые с архивными кадрами кинохроник исторических событий.

Фильм считается вершиной творчества Тарковского и входит во многие списки «лучших фильмов всех времён».

Сюжет Его пересказывать бессмысленно.

Это жизнь одного человека, в котором узнаётся сам Тарковский, история его напряжённых отношений с матерью, женой и сыном, попыток всё исправить и просто наблюдений за собственной жизнью, на которую влияют различные исторические события.

Этакий «Форрест Гамп», если бы фильм снимали парой десятилетий раньше, в более драматическом ключе и в СССР.

Почему стоит смотреть Ради фильма как искусства, как эмоционального опыта. В очередной раз режиссёр под видом житейской истории даёт зрителю пейзаж человеческой души и размышляет о семье, о жалости, о близости, о чувстве долга и о том, как все события и люди в его жизни находят отражения в человеческом сознании, причудливо преломляясь.

«Сталкер» (1979) Жанр: детектив, драма, приключения, триллер, фантастика, притча В ролях: Алиса Фрейндлих, Александр Кайдановский, Николай Гринько, Анатолий Солоницын СталкерМосфильм Тарковский взял само по себе не самое простое произведение Стругацких «Пикник на обочине» за основу и… радикально перекроил весь сюжет и главного героя.

От исходной повести остался условный сеттинг — мир, в котором после таинственного вмешательства извне или падения метеорита появилась загадочная Зона, полная ловушек и аномалий, — и глубинные смыслы.

И этого режиссёру оказалось достаточно, чтобы снять совершенно самостоятельное произведение, заслуженно входящее в списки лучших фильмов всех времён и вдохновившее потом немало режиссёров, снимавших в похожих жанрах.

«Сталкер» стал последним фильмом Тарковского, снятым в СССР.

И считается, что в нём он силой искусства предсказал последствия Чернобыльской катастрофы. Сюжет Главный герой — только что вышедший из тюрьмы человек по кличке Сталкер, который живёт с женой и больной дочерью в бедности.

Чтобы свести концы с концами, он начинает зарабатывать себе на жизнь, организуя экскурсии в таинственную и туманную зону — конечно, нелегальные, ведь её охраняет полиция. Однажды Сталкера нанимают проводником, чтобы дойти до центра Зоны к таинственной Комнате, которая по слухам способна исполнять желания.

Его спутники, Профессор и Писатель, не рассказывают, зачем им нужно попасть в эту комнату, но их путешествие со Сталкером само по себе превращается в полное опасностей и философских размышлений испытание веры.

Зачем стоит смотреть Ради потрясающей игры актёров, ради атмосферы страха без выпрыгивающих на тебя монстров, ради неожиданной развязки, наталкивающей на размышления: «во что ты веришь? а что бы сделал ты?».

Фильм-притча, фильм-метафора, фильм-исповедь, который зритель проживает вместе с героями, а потом неизбежно ловит отсылки к нему в других произведениях. «Ностальгия» (1983) Жанр: драма В ролях: Олег Янковский, Эрланд Юзефсон, Домициана Джордано НостальгияМосфильм На съёмки этого фильма Андрей Тарковский, переживший успех «Сталкера» — и множество отказов в широком прокате других его картин, включая «Андрея Рублёва» и «Зеркало», — улетел в Италию, выбив на это разрешение у руководства.

После нескольких командировок он захотел остаться в Италии вместе с женой ещё на три года.

В Госкино его желания не поняли, и Тарковский принял решение пойти вразрез с мнением партии.

Так он стал «невозвращенцем», хотя в письмах на родину неоднократно жалел, что его «побег» восприняли как желание «бросить Россию». Своё решение он объяснил невозможностью далее творить в атмосфере травли начальством Госкино .

Сам того не ожидая, Тарковский снова снял пророческий фильм о самом себе. Сюжет Русский писатель Андрей Горчаков приезжает в Италию в поисках биографических следов крепостного композитора XVIII века Павла Сосновского, некогда посетившего эти места.

В поисках информации о последних днях жизни Сосновского герой много общается с переводчицей Эудженией, которая, в свою очередь, пытается понять причину необъяснимой тоски, охватывающей её русского друга.

Как и давно почивший музыкант, Горчаков осознаёт, что в Италии он чувствует себя чужим — но и вернуться на родину уже не может, обречённый проводить жизнь в горькой ностальгии.

Пока не получает совет от незнакомца, который становится шансом на выход из душевного кризиса. Почему стоит смотреть Ради пронзительных глаз Олега Янковского, непривычно меланхоличной Италии, очередного путешествия к собственной душе и понимания, что не надо путать туризм с эмиграцией, а эмиграцию с предательством Родины.

«Жертвоприношение» (1986) Жанр: драма, мистика В ролях: Эрланд Юзефсон ЖертвоприношениеSvenska Filminstitutet, Argos Films, Film Four International Свой последний фильм Тарковский снимал уже в Швеции, будучи уже глубоко больным раком лёгких.

Именно поэтому фильм воспринимают как одно из самых недооценённых произведений мэтра, ставшим одновременно его завещанием и предостережением человечеству от ядерной войны.

Сюжет На маленьком шведском острове Готланд живёт журналист, писатель и бывший актёр Александр со своей женой Аделаидой, дочерью Мартой и немым после операции на связках сыном, которого все называют Малыш.

На одном из семейных обедов с друзьями по телевидению передают, что началась ядерная война. Охваченный ужасом Александр обещает Богу отдать всё самое дорогое, чтобы это прекратить. Почему стоит смотреть Если вам понравятся предыдущие фильмы, у вас не возникнет такого вопроса.

Последний фильм Тарковского — последняя возможность отдать долг великому творцу. И очередной повод задуматься над вечными ценностями и их ценой, а также о том, какую цену готово заплатить каждое поколение, чтобы дать шанс на жизнь своим детям.

«Художник начинается тогда, когда в его замысле или уже в его ленте возникают свой особый образный строй, своя система мыслей о реальном мире и режиссёр представляет ее на суд зрителя, делится ею со зрителем, как своими самыми заветными мечтами.

Только при наличии собственного взгляда на вещи, становясь своего рода философом, он выступает как художник, а кинематограф — как искусство», — писал Тарковский в своей статье «Запечатлённое время».

И если вы готовы посмотреть на кинематограф как на искусство, а не только развлечение, вам сюда, в мир странных кинолент Тарковского, Федерико Феллини, Ларса фон Триера, Джима Джармуша и других.

Тем более, что на фоне захлестнувшей мир волны провальных ремейков и успеха отдельных лент, идущих против мейнстрима, становится ясно, что авторское кино рано сбрасывать с парохода современности.

Рубрика: Бизнес и Промышленность. Читать весь текст на secretmag.ru.

 

Боксерские перчатки: выбор чемпиона

1. Значение боксерских перчаток

Бокс - это не только спорт, но и искусство самозащиты, дисциплина и сила духа. Важную роль в тренировках ...

Ремни для смарт-часов: выбор и уход

1. Типы ремней